Каталог статей

Главная » Статьи » Алтай. » Интересное о Горном

Люди «молочной» веры

Алтайцам-бурханистам можно курить табак, только если он перемешан с березовой корой


По всему Алтаю попадаются каменные «бабы» — вертикально поставленные каменные столбы, многие из которых своими очертаниями, действительно, напоминают женские силуэты. Такие «бабы» отмечают захоронение или просто «святое» место. Фото: Дмитрий Виноградов aka ponaehal
Окончание. Начало читайте здесь

В ожидании мессии

Ещё один любопытный феномен Алтая — он притягивает религиозных людей: будь то приверженцы традиционных религий, богоискатели или просто любители паранормальных явлений. Трудно сказать, в чем тут причина. Возможно, Алтай действительно обладает особой «энергетикой», настраивающей людей на религиозный лад. А может быть, таких людей просто привлекает горный ландшафт Алтая — ведь издавна люди именно в горах чувствовали себя ближе к небесам и Богу. Да и просто хорошо сохранившаяся, впечатляющая природа Алтая поневоле заставляет человека задуматься о его месте в мире и о том, кто же и с какими целями создал всю эту красоту.

Как бы то ни было, жители Алтая, в большинстве своем совершенно далекие от религии, любят порассуждать о духах, шаманах и божествах. Любопытно и то, что в умах местных жителей христианство мирно уживается с шаманизмом и одухотворением природы: алтайцы официально являются крещеными, однако продолжают практиковать шаманские обряды, верить в духов, привязывать ленточки у «святых» источников и перевалов. Это, впрочем, понятно: алтайцы были крещены совсем недавно, всего-то в XIX веке. В свою очередь, и местные русские, если они только не являются ортодоксальными православными или старообрядцами, переняли у алтайцев их суеверия.

Настоящих алтайских шаманов, впрочем, сейчас можно увидеть только в отдаленных горных селах. Весь XX век шаманизм подвергался гонениям, поэтому сейчас он сохранился только в народных традициях алтайской глубинки. Те же шаманы, которых обычно видят туристы — не настоящие, а именно на туристов и рассчитанные. В Чемале, на севере Республики Алтай, с одним из таких шаманов произошла интересная история. Туристов там развлекал один местный, русский по национальности. Он собрал у себя дома реликвии алтайского быта, наряжался перед туристами в костюм шамана, камлал и бил в бубен. Не так давно он серьезно заболел, его музей закрылся — местные уверены, что так его наказали духи.

Самый сильный удар по алтайскому шаманизму нанесла не советская власть, как можно было бы подумать, а особое религиозное течение, появившееся на Алтае в начале XX века — бурханизм (она же Ак-Йанг — «белая» или «молочная» вера»). У алтайцев издавна были предания о собственном мессии — богатыре Ойрот-каане (Ойрот-хане), который должен прийти и восстановить величие алтайцев: в XVII–XVIII веках у них было свое государство — Джунгарское ханство, разгромленное Китаем. По другим представлениям, Ойрот-каан спасет алтайцев от грозящего конца света, в котором остальные народы погибнут). О его приходе должна возвестить 12-летняя девочка, и должно произойти это в год «улу» (дракона) по алтайскому летоисчислению.

Остров Патмос около Чемала, посреди реки Катуни, увенчан изящной церковью, к ней ведет узенький подвесной мост.  Рядом с церковью, прямо на скалах, нанесены симпатичные рисунки на библейские темы. Фото: Евгений Рыжков

В 1904 году, который как раз был годом «улу», бедный пастух Чет Чепланов объявил соплеменникам, что к его приемной дочке Чугул явился «белый всадник на белом коне» — Ойрот-каан. Он передал алтайцам через Чугул, что скоро их мечты о мессии сбудутся. Впоследствии Ойрот-каан ещё несколько раз являлся Чугул, передавая наказы алтайцам. Он запретил, например, курить. Правда, если кто-то без курения прожить не мог, ему разрешалось употребление табака, но только если тот был перемешан с березовой корой в соотношении 1 к 3. Также запрещалось носить оружие, исполнять шаманские обряды, общаться с русскими и крещёными алтайцами. Молиться же надлежало главному светлому божеству Бурхану три раза в день. Кроме того, исповедующие бурханизм должны каждое утро и каждый вечер разбрызгивать молоко — сначала вверх, а потом по четырем сторонам света. И им предписывалось перебить всех кошек и животных черной и серой масти, поскольку они связаны с нечистым богом Эрликом, хозяином ада, которому шаманы якобы приносили кровавые жертвы.

Вести о скором пришествии Ойрот-каана распространились среди алтайцев моментально. Они начинали выполнять новые заповеди, полностью изменили свой быт, уничтожили шаманские бубны и прекратили обряды, а летом 1904-го стали съезжаться в долину Теренг, куда и должен был явиться каан. Российские власти были не на шутку обеспокоены новым течением: в нем заподозрили влияние японской разведки. Лагерь в Теренге был жестоко разогнан, Чугул и её отец, а также ближайшие сподвижники были схвачены. Ойрот-каан так и не явился, но, что любопытно, в 1906 году суд присяжных оправдал Чеплановых.

После революции алтайцы-бурханисты воевали на стороне белых, и потому после победы большевиков новую веру решительно искореняли. Но после окончания советского времени вновь вспыхнул интерес к бурханизму, особенно среди националистически настроенной алтайской интеллигенции. Познакомиться с историей этой странной религии можно в музее Горно-Алтайска, где ей посвящена отдельная экспозиция.

Из православных святынь наиболее достойна внимания — с эстетической и туристической точек зрения — церковь на острове Патмос. Строго говоря, Патмос — не совсем остров, а просто скала посреди реки Катунь возле райцентра Чемал. Церковь очень красиво возвышается над Катунью, а к ней ведет узенький подвесной мост. Это очень популярный у туристов аттракцион, но больше восьми человек одновременно на мост не пускают…

Девочка из села староверов Верх-Уймон. Селу 300 лет. Старообрядцы пришли в эти места в поисках Беловодья — мистической страны свободы и древнего благочестия, которую иногда отождествляют с Шамбалой. Старообрядцев на Алтае называют «кержаками». Это название происходит от реки Керженец в Нижегородской области, откуда они пришли, спасаясь от властей. Фото: Дмитрий Виноградов aka ponaehal

Любопытна и история церкви — её перенесли на остров в 1855 году по распоряжению епископа томского Парфения. Тогда епископ сказал про Патмос, что нет другого такого места, где «он бы так хорошо слышал Господа». В годы советской власти церковь была разрушена. Восстановил её на собственные деньги далеко не богатый человек — московский фотохудожник Виктор Павлов, попавший на Алтай в командировку. Он сначала переселился сюда из столицы, потом продал квартиру и студию в Москве, восстановил церковь, воскресную школу и женский скит и передал все это церкви. Сам же Павлов с супругой поселился неподалеку. Такой вот своеобразный, как мы бы сейчас сказали, дауншифтинг. Или просто пример влияния Алтая на духовные, религиозные чувства людей.

«За старообрядцами» надо ехать гораздо южнее, ближе к границам Монголии и Китая. Один из центров старообрядчества — село Верх-Уймон, старообрядцами же и основанное. Здесь есть небольшой, но симпатичный музей староверов. Конечно, за последние десятилетия алтайские старообрядцы поутратили свой радикализм — они ближе к современной жизни, чем многие их единоверцы в Туве или Хакасии. В семье старообрядцев Бочкаревых в Верх-Уймоне мне рассказывали, как бабушка-староверка была недовольна, что её сын женился на «обычной» православной. Первое время бабушка даже не признавала внучку, однако потом, ласково обзывая её «мирщита» (от слова «мирской»), все-таки давала себя целовать.

Также Алтай популярен у сторонников современных оккультных течений, вроде рерихианцев — тем более что Николай Рерих (1874–1947) во время своей знаменитой экспедиции на Тибет в 1926 году несколько месяцев провел на Алтае. Здесь он жил в селе Верх-Уймон, где сейчас есть его музей (в дополнение к староверческому). Кроме того, Рерих пророчил, что ламаистский Армагеддон — «битва Белого и Красного коня» — произойдет около Бийска на месте слияния Бии и Катуни.

В дополнение к религиозной палитре можно вспомнить и буддистский центр «Центр алмазного пути», относящийся к школе Карма-Кагъю. Он находится в поселке Аскат Чемальского района. Сторонники этого течения из Новосибирска, Москвы и Питера в складчину построили дом в понравившемся им месте. Центр одновременно играет роль храма и ретритного центра (центра для медитаций) — адепты этого тантрического течения приезжают в Аскат со всей страны и даже из-за рубежа. Правда, сам центр интересен будет скорее только сторонникам Карма-Кагъю — внешне он представляет из себя обыкновенный деревянный дом. Любопытно, что в село Аскат переехала не только община буддистов, но и несколько семей художников разного плана: они съехались сюда со всей страны, пишут картины и мастерят разные изделия на этнические мотивы — они неизменно пользуются популярностью у состоятельной части туристов.

Семинский перевал на Чуйском тракте — одно из самых популярных мест на Алтае для занятия горнолыжным спортом. Отсутствие качественного сервиса с лихвой компенсируется красивыми пейзажами и чистейшим воздухом. Фото: Дмитрий Виноградов aka ponaehal

Земля «принцессы Укок»

Богат Алтай и чисто природными достопримечательностями, к созданию которых человек никакого отношения не имеет — скорее, угрожает их уничтожить. Здесь есть несколько очень красивых водопадов, пещер и плато. Среди туристов очень популярны пешие и конные походы к труднодоступным озерам, затерянным среди гор — Мультинским, Каракольским, Шавлинским. Ко многим из них вообще нет автомобильной дороги, доступной хотя бы для джипов и популярных в этих краях УАЗиках.

Алтай — благодатное место и для занятия активным отдыхом. Уровень сервиса, правда, пока далек от европейского. Но на Алтае есть места и для занятия альпинизмом, спелеологией, конными походами, сплавами по Катуни и её притокам. «Дикость» организации имеет свои теневые стороны: ежегодно несколько человек на сплавах гибнут. Развивается горнолыжный спорт. В районе поселка Манжерок, известного по песне Эдиты Пьехи («Расскажи-ка мне, дружок, что такое Манжерок — может это городок, может это островок?») строят горнолыжный комплекс, который по своему размаху и сервису должен не уступать европейским аналогам.

Самое знаменитое и обширное из горных плато — Укок, родина множества редких видов растений и животных. Нижней границей Укок примыкает к Китаю, на западе — к Казахстану, а на востоке — к Монголии. Именно тут в 1990-х годах нашли «принцессу Укок» — мумифицированную представительницу знатного скифского рода. Отвлекаясь от темы, замечу, что местное население сразу после того, как мумия была выкопана, начало требовать её возвращения в республику (есть предложения даже закопать её обратно). Разговоры вокруг «возвращения» принцессы усилились после землетрясения 2003 года — алтайцы заявили, что оно было ничем иным, как проявлением гнева богов за «похищение» принцессы. Впрочем, принцесса имеет ярко выраженные европеоидные черты, так что претензии алтайцев на то, что она является их прародительницей или древней царевной, вряд ли обоснованы.

Скачки остаются одним из самых популярных видов спорта у алтайцев. Джунгарская конница была одной из лучших в Центральной Азии. Манчжурам, завоевавшим Китай в 1644 году, понадобилось более ста лет, чтобы победить своего западного соседа (1758). Фото: Дмитрий Виноградов aka ponaehal

Что можно сказать точно, так это то, что у местных ещё не раз будут поводы опасаться за сохранность плато Укок. Именно через него, по плану, должна пройти дорога в Китай, а также газопровод (они пойдут рядом). Местные жители резонно опасаются, что строительство дороги и газопровода нанесет урон экосистеме этого района, а ввод дороги в эксплуатацию приведет к тому, что республика будет заполнена рабочими, торговцами и туристами из Китая. Возможно, именно поэтому, по последним данным, строительство дороги пока заморожено. А вот газопровод, который должен укрепить наши отношения с Китаем и в целом позиции России как «энергетической сверхдержавы», продолжают строить — благо, что строители и газовики клянутся, что не нанесут Укок никакого вреда.

Ещё одна экологическая проблема на Алтае — строительство Катунской ГЭС в верховьях этой реки. Республика сейчас испытывает энергодефицит, покрыть который и должен этот довольно масштабный проект. Он начинал разрабатываться ещё в советское время. Все уже было готово к строительству (в республику даже приехали комсомольские стройотряды), но вмешались общественность и экологи, обеспокоенные возможным ущербом от ГЭС. По их мнению, появление водохранилища поневоле внесет коррективы в местный микроклимат. Другая опасность заключается в высоком содержании в местной почве ртути. Строительство плотины может высвободить её, и она отравит воды Катуни.

Отчасти из-за этих протестов, но главным образом из-за распада СССР, строительство было приостановлено. К проекту вернулись только сейчас. К счастью, проект теперь гораздо меньше и по высоте плотины, и по мощности электростанции, и по размерам водохранилища. А значит, и меньше будет давление на экологию. Однако бурные споры, уже вылившиеся в митинги, не смолкают.

Верховья Катуни. Название реки происходит от древнетюркского «кадым»  — «хозяйка», «госпожа» . Начало она берет от южного склона Катынского хребта, около горы Белухи. Ее протяженность составляет 688 км. Это самая крупная река на Горном Алтае. Сливаясь с Бией, она образует Обь. Фото: Дмитрий Виноградов aka ponaehal

Что ж, остается только надеяться, что все эти проекты, поспособствовав решению экономических проблем республики, не помешают сохранить в первозданном виде её природные и исторические богатства.

Дмитрий Виноградов, 02.08.2008



Источник: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/globe/700/
Категория: Интересное о Горном | Добавил: Черника (05.01.2010) | Автор: Черника
Просмотров: 935
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость