Главная » Статьи » Монголия » История.Этнография. Археология. |
По широкой, выгоревшей к осени степи в закатный час шел человек. С раннего утра он крутил баранку «газика», глаза устали от однообразия восточно-монгольской степи. Ни души вокруг, безлюдная долина замкнулась, строго храня тайны ушедших веков. Володя Дергач, водитель геологической экспедиции, спустился к реке — может, удастся покидать спиннинг. Но речушка, неширокая, в песчаных берегах, почти высохла за лето. И тут на блеклом откосе он увидел красное охристое пятно, а в центре его — непонятный предмет. Володя извлек его — это был удлиненный тяжелый камень. Над гладкой поверхностью гальки явно потрудилась рука человека. Лаконично, но точно на ней было вырублено лицо — длинное, с прямым не по-монгольски носом, широкими скулами и даже со складкой эпикантуса у больших почти круглых глаз. Володя отвез камень в Улан-Батор.
Реконструкция позволяла сопоставить стоянку с поселениями ительменов, описанными русским путешественником Степаном Крашенинниковым. Ительмены Охотского побережья Камчатки также спускались в свое жилище по лесенке через отверстие в крыше. Тогда же возникла у нас мысль — проследить в разных районах черты сходства жилищ людей эпохи неолита, существовавших в похожих условиях и занимавшихся схожими промыслами... Обитатели Восточной Монголии в эпоху неолита занимались рыбной ловлей и охотой, доказательства чему — орудия труда, костяные и каменные наконечники. Подобные свидетельства эпохи неолита известны и по берегам Байкала и на Охотском побережье. Но люди, населявшие Монголию в неолитическое время, были знакомы и с примитивным земледелием: собирали и выращивали ячмень, мололи его на каменных зернотерках — они также были найдены на стоянке Тамцаг-булак. И везде сопровождали неолитического человека многочисленные амулеты, бусы и обереги — люди верили в их защиту и помощь. Вот почему мне не хочется называть их просто украшениями, хотя, изготовляя оберег, мастер или мастерица, несомненно, старались украсить исходный материал — клыки диких животных, раковины каури, пастовые бусы.
Как мы и предполагали, охристое вкрапление в песчаном откосе оказалось захоронением. Раскопки, проведенные нами тогда в Норовлийнууле, позволили отнести каменный амулет-оберег к эпохе энеолита. Мы выяснили, что принадлежал оберег мужчине, скорее всего шаману. Он был похоронен в сидячем положении, с подогнутыми ногами и густо посыпан охрой. Возможно, ноги покойника были туго связаны. Тремя тысячами бусин была расшита одежда — большая часть их лежала возле его головы. Над нею покоились рога оленя, видимо, венчавшие головной убор шамана. Бусы, висевшие когда-то на его шее,— крупные, круглые, полые — сделаны из белой пасты. Здесь же мы нашли клыки марала, кабарги, бляшки из крупных, красивой окраски, ракушек с отверстиями для пришивания. Из раковин сделаны были и фигурки кабанов и медведей. Подобные охотничьи амулеты встречаются на Ангаре в памятниках той же эпохи. Сходные с монгольскими погребальные обряды и следы охряной посыпки обнаружены и в неолитических стоянках Северной Америки. Несомненно и сходство орудий охоты и труда, как, например, костяной кинжал, в пазы которого вставлены кремневые пластины. Эти, как и многие другие, находки подтверждали: в незапамятные времена племена охотников покинули родину, Центральную Азию, затем по берегам Байкала, Охотского моря и через Чукотку дошли до узкого перешейка, соединявшего Евразийский и Американский материки. Вместе с людьми кочевали их традиции, навыки, обычаи, культовые предметы, украшения. Сходными оказались и антропологические типы обитателей Центральной Азии и древних обитателей Америки. С той, пожалуй, разницей, что и на Чукотке, и на севере Америки черты эти сохранялись гораздо прочнее и дольше. Теория заселения севера Америки выходцами из Центральной Азии не нова. Убедительным подтверждением ее стала находка погребения на северном побережье Аляски.
Дело в том, что к северной оконечности Аляски — мысу Барроу, к древним местам обитания человека, подступал трансаляскинский газопровод. Это и заставило археологов спешить. Вот тут-то и принес археологам один из кладоискателей человеческий череп. Местные власти немедленно остановили самодеятельные поиски, объявив зону поселка Барроу запретной. На помощь археологи вызвали других специалистов, в частности двух врачей. Вскоре были обнаружены останки двух женщин: одной было лет сорок, другой — около двадцати. Их тела сохранились довольно хорошо, рядом найдены останки троих детей. Они лежали ближе к поверхности земли — сохранились лишь фрагменты скелетов. Медики установили, что женщины погибли одновременно и несчастье произошло ночью — желудки их были пусты. Кроме того, на женщинах уцелели остатки традиционных ночных одежд из легких шкур. Старшая женщина, видимо, страдала болезнью легких, возникшей от дыма костра и чада жировых светильников, которыми освещалось жилище долгой полярной ночью. Установили, что она перенесла роды за два месяца до катастрофы, но следов младенца в землянке не нашли. Удалось реконструировать устройство землянки, одежду, быт эскимосов-инупиатов. Они занимались охотой на крупных морских млекопитающих — зимой на тюленей и полярных медведей, летом — на китов, не пренебрегали рыбой и птицей. Всю зиму в жилищах чинили и изготовляли оружие — гарпуны, пики, ледорубы, снеговые очки. В землянке женщины при слабом свете коптилок шили и чинили одежду, выделывали мех, вырезали из дерева посуду, плели корзины, короба, расшивали парки. Инупиаты привыкли к зимней непогоде. Жители Уткъявика (на месте его сейчас поселок Барроу) выстилали пол бревнами, ставили деревянные подпорки по стенам, сооружали перекрытия. Вокруг очага располагались нары для детей и подростков, устраивались отдельные лежанки. У самого входа, где было похолоднее, хранили продукты и рыбу. Собаки-лайки находились снаружи, подле входа в землянку.
В ту злосчастную ночь поднялась буря. Огромный вал поднял береговой лед и обрушил на землянку, что была ближе других к берегу. Деревянное перекрытие не выдержало удара и рухнуло. Старшая женщина попыталась подняться, но была придавлена потолочной балкой и осталась на своем ложе. Все ее вещи, одежда и светильник были погребены рядом с нею. Младшая женщина, мальчик и две девочки умерли, не проснувшись. Они так и остались на приподнятой лежанке в задней части жилища. Радиокарбонный анализ показал, что катастрофа случилась около пятисот лет назад. Археологи вели раскопки два лета и до сих пор изучают найденное. Одежда, обувь, посуда из дерева, кожи и бересты, традиционные очки от ветра, костяные гарпуны и наконечники стрел, найденные ими, связывают открытую ими культуру с характерными памятниками каменного века Сибири и побережья Охотского моря. Так, человеческая фигурка — амулет из Уткъявика — сходна с неолитическими оберегами из погребений с берегов Ангары и с неолитическими находками Монголии. ...Долог путь от Монголии до Аляски, тысячелетия протекли от каменного века до пятнадцатого века нашей эры. И тем не менее находки на побережье Ледовитого океана и на берегу степной монгольской реки как звенья одной цепи в долгой истории человечества. Элеонора Новгородова, кандидат исторических наук, Фото Э. Новгородовой | |
Категория: История.Этнография. Археология. | Добавил: Черника (17.02.2010) | Автор: Черника | |
Просмотров: 561 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||
---|---|---|---|
|
Поиск |
---|